Общие положения:
1. Кредитор вправе требовать банкротства как основного должника, так и всех поручителей или любого из них в отдельности. При этом, если должник по основному обязательству находится в процедуре банкротства, а кредитор предъявил требование только к поручителю, поручитель вправе заявить его в деле о банкротстве должника. К участию в обособленном споре об установлении указанного требования, заявленного поручителем, привлекается кредитор. При этом кредитор в любое время вправе потребовать передачи ему полномочий на защиту указанного требования в суде и получения по нему исполнения.
2. Если основное обязательство возникло из кредитного договора или иного договора, связанного со специальной правоспособностью кредитной организации как кредитора – судебный акт для возбуждения дела о банкротстве поручителя не требуется.
3. Статус требований по неустойкам, убыткам в форме упущенной выгоды при предъявления требований к поручителю – сохраняется (не учитывается для определения признаков банкротства, в реестре вносится в часть 4 раздела 3).
Сроки:
1. При банкротстве должника по основному обязательству срок исполнения обязательств поручителем считается наступившим;
2. Если возможность предъявления требований к поручителю обусловлена в договоре наступлением неких обстоятельств, то необходимость ожидания наступления этих обстоятельств является основанием для восстановление двухмесячного срока на включение в реестр требований кредиторов поручителя.
Размер и характер требований:
1. Размер требований к поручителю определяется по состоянию на дату подачи заявления о признании поручителя банкротом/дату введения в отношении него первой процедуры банкротства – независимо от того, включено ли требование в реестр требований кредиторов должника по основному обязательству и по состоянию на какую дату.
2. Аналогичным образом определяется размер требований в рублях в случаях, когда требование зафиксировано договором в иностранной валюте – курс определяется на дату подачи заявления о признании поручителя банкротом/дату введения в Отношении него первой процедуры банкротства – независимо от того, каким образом это требование зафиксировано в реестре требований кредиторов должника по основному обязательству.
3. В случае замены в реестре кредитора на исполнившего обязательства поручителя – требование к нему переходит в рамках суммы, включенной в реестр требований кредиторов должника по основному обязательству. Имущественный интерес поручителя в погашении выплаченных сверх этого сумм, в том числе договорных процентов и неустойки за период со дня введения процедуры банкротства в отношении должника по основному обязательству, удовлетворяется за счет начисленных за этот период мораторных процентов. Не учтенные в составе реестровых требований и мораторных процентов имущественные потери поручителя возмещаются в составе зареестровых требований.
4. При включении в реестр прочих поручителей требований исполнившего обязательство поручителя следует проверять, являлось ли поручительство совместным. При совместном поручительстве при определении размера требований поручителя, исполнившего обязательство, учитывают нормы о солидарных обязательствах (требование включается в реестр за вычетом доли, приходящейся на самого поручителя).
5. Если поручитель заплатил кредитору до того, как последний подал заявление об установлении его требований в деле о банкротстве должника по основному обязательству, в той части требования, которая соответствует исполнению поручителя, в удовлетворении указанного заявления должно быть отказано.
6. Заключение мирового соглашения в деле о банкротстве должника по основному обязательству не затрагивает права и обязанности кредитора в его отношениях с поручителем, если кредитор не голосовал за утверждение мирового соглашения.
Субординация требований:
При включении в РТК должника по основному обязательству требований поручителя подлежит проверке наличие оснований для субординации такого требования: если поручительство было выдано контролирующим должника лицом в условиях имущественного кризиса должника по основному обязательству (пункт 1 статьи 9 Закона о банкротстве) – такое требование подлежит учету в составе зареестровых требований, то есть погашается после требований, включенных в реестр требований кредиторов основного должника, но до распределения оставшегося имущества должника между собственниками унитарного предприятия или учредителями.
Исполнение требований:
1. Если требование кредитора исполнено поручителем частично, то в составе РТК должника по основному обязательству требование такого поручителя и требование основного кредитора учитывается как единое консолидированное требование. Поступившие в пользу такого консолидированного требования средства расходуются сначала на погашение требования кредитора по основному обязательству, а в случае полного его погашения – на удовлетворение требования поручителя. При этом все права кредитора в деле о банкротстве по консолидированному требованию осуществляет кредитор по основному обязательству как лицо, имеющее приоритет на получение исполнения, до момента полного погашения его требования (включая участие в собраниях кредиторов с правом голоса, обжалование действий/бездействия арбитражного управляющего и другие). Если кредитор в процедурах банкротства должника по основному обязательству действует явно во вред интересам поручителя, последний вправе в рамках дела о банкротстве оспорить одобренный кредитором акт (например, положение о порядке продажи имущества) или решение, принятое собранием кредиторов с участием кредитора, потребовать возмещения кредитором убытков.
2. Должник по основному обязательству, осуществивший выплату кредитору, обязан немедленно сообщить об этом известному ему поручителю. В этом случае в реестр требований кредиторов несостоятельного поручителя должна быть внесена запись об уменьшении требования кредитора в соответствующей части. Такая запись вносится арбитражным управляющим, на которого возложено ведение процедуры банкротства поручителя, незамедлительно на основании документов, подтверждающих совершение платежа.
4. Арбитражный управляющий, на которого возложено ведение процедуры банкротства поручителя, после совершения выплаты в пользу кредитора по основному обязательству обязан осуществить перешедшие к поручителю права, права из договора о покрытии расходов поручителя, заявить регрессное требование к лицам, выдавшим совместное обеспечение, за исключением случаев, когда такие действия со всей очевидностью не могут привести к пополнению конкурсной массы поручителя (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
Некоторые комментарии:
По п. 5 Постановления: вопрос об определении даты, по состоянию на которую фиксируется размер требований решен так, что эта дата определяется для должника по основному обязательству и каждого из поручителей индивидуально – в зависимости от того, когда была инициирована процедура банкротства либо введена первая процедура банкротства в отношении каждого из них. Альтернативный подход состоит в том, что договорные проценты и неустойки заменяются на мораторные проценты с момента введения процедуры банкротства в отношении основного должника – в том числе для всех поручителей по обязательству.
С одной стороны, подход, выбранный ВС является справедливым и очевидно направлен на то (как впрочем поясняется в самом тексте постановления), чтобы защитить кредитора от негативных последствий банкротства должника. С другой – это создает дополнительные сложности в ситуации, когда требования кредитора погашаются одним из солидарных поручителей: в каком объеме требований осуществляется замена в РТК исполнившего обязательство поручителя, если по факту они погашены на сумму, большая чем та, что включена в реестр одного из должников?
ВС разрешает этот вопрос таким образом: если требования погашены в объеме, большем, чем включено в РТК должника, то эта разница подлежит погашению за счет начисленных мораториях процентов; а если их недостаточно – то она учитывается в составе зареестровых требований.
Данный подход представляется довольно справедливым, поскольку позволяет соблюсти баланс интересов кредитора по обеспечиваемому обязательству и иных кредиторов поручителей: должник и каждый из поручителей должны будут погашать требование именно в том объеме, в котором требование сформировалось на дату исполнения обязательства либо на дату введения процедуры банкротства, при этом требования исполнившего обязательства лица не будут включены в реестр других солидарных должников в объеме, большем, чем уже включенное требование – что позволит соблюсти интересы иных его кредиторов.
По п. 13 Постановления: Заключение мирового соглашения в деле о банкротстве должника по основному обязательству не затрагивает права и обязанности кредитора в его отношениях с поручителем, если кредитор не голосовал за утверждение мирового соглашения. Очевидно, что данный подход направлен на защиту интересов кредитора, не голосовавшего за мировое соглашение по основному обязательству. Между тем, данный подход слабо соотносится с тем, что поручительство носит акцессорный характер: при изменении основного обязательства – обязательство поручителя меняется аналогичным образом. С этой точки зрения заключение мирового соглашения в деле о банкротстве основного должника изменяет основное обязательство, следовательно – должно менять и обеспеченное обязательство, независимо от того, голосовал ли кредитор за его заключение.
По п. 15 Постановления: Арбитражный управляющий, на которого возложено ведение процедуры банкротства поручителя, после совершения выплаты в пользу кредитора по основному обязательству обязан осуществить перешедшие к поручителю права, права из договора о покрытии расходов поручителя, заявить регрессное требование к лицам, выдавшим совместное обеспечение, за исключением случаев, когда такие действия со всей очевидностью не могут привести к пополнению конкурсной массы поручителя (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве). Смысл введения данного исключения не вполне понятен, фактически, определение случаев, в которых действия со всей очевидностью не могут привести к пополнению конкурсной массы должника отдано на откуп арбитражного управляющего, однако, поскольку критерии такой «очевидности» не сформулированы, и учитывая жесткие критерии ответственности арбитражных управляющих, существующие в практике, нам, как практикам, очевидно, что данное исключение попросту не будет работать.