В частности, к таким обстоятельствам отнесены: ⁃ изменение технического состояния опасного объекта, заключающееся в повреждении его конструкций и технических устройств, применяемых на нем; ⁃ несвоевременное выявление такого изменения вследствие непроведения или несвоевременного проведения работ по техническому обслуживанию опасного объекта и проверок его технического состояния на соответствие техническим и природоохранным требованиям; ⁃ нарушение (угроза нарушения) функционирования опасного объекта (в том числе не связанного с производством продукции), изменение характеристик опасного объекта вследствие нарушения температурного режима в помещениях и (или) прекращения снабжения энергетическими ресурсами опасного объекта в целом или отдельных его элементов, создающее риски причинения вреда окружающей среде, безопасности работников и третьих лиц.
Критерии отнесения тех или иных текущих платежей (в частности, эксплуатационных платежей) к расходам на проведение мероприятий по недопущению катастроф либо гибели людей уточнены следующим образом: ⁃ Учитывается воздействие указанных расходов на формирование и (или) накопление факторов, влияющих на снижение угрозы возникновения техногенных, экологических катастроф и (или) наступления их последствий либо гибели людей на опасном объекте (в том числе в результате прекращения снабжения энергетическими ресурсами опасного объекта в целом или отдельных его элементов); ⁃ Размер расходов, подлежащих удовлетворению во внеочередном порядке, должен соответствовать минимальному размеру расходов, необходимых для достижения указанных выше целей.
Неустранимые сомнения в обоснованности таких расходов, согласно закону, трактуются в пользу ее подтверждения.
Наличие обстоятельств, представляющих угрозу, может быть по обращению конкурсного управляющего или арбитражного суда подтверждено федеральным или муниципальным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в соответствующей сфере (для атомных предприятий - Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»). Такое заключение должно быть дано в течение десяти рабочих дней со дня получения обращения.
Сведения об осуществлении внеочередных расходов подлежат обязательному опубликованию.
Стоит отметить, что критерии обоснованности внеочередных расходов все еще сформулированы достаточно пространно, в связи с чем, вероятнее всего, практики вынуждены будут идти по пути получения заключения соответствующих органов исполнительной власти о наличии обстоятельств, представляющих угрозу, во всех случаях необходимости осуществления таких расходов. В этом смысле закрепленных в законе 10-дневный срок на дачу такого заключения, возможно, является чрезмерным, и препятствует цели наиболее эффективной защиты права на жизнь, на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие.